Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Четверг, 09.05.2024, 04:34
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Навигация

Форма входа

Поиск

Новости

  • Конкурсы
  • Конференции
  • Олимпиады
  • Объявления
  • Статистика

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Методика обучения
Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Методы обучения можно подразделить на следующие группы:
  • методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
  • методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
   Деятельность преподавателя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся.
   Многообразие методов обучения ставит преподавателя в ситуацию выбора.  Какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами целесообразно использовать в конкретной ситуации обучения? От чего это зависит?
   Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель должен каждый раз учитывать множество факторов, перечислим некоторые из них:
  • цель обучения, основной компонент которой – достижение студентами определенного уровня усвоения;
  • принципы обучения;
  • наличие или отсутствие у студентов мотивации к учению;
  • содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности;
  • уровень развития студентов и их подготовленность к восприятию нового;
  • степень работоспособности и обучаемости студентов;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;
  • временные рамки процесса обучения;
  • методы, использованные на предыдущих уроках;
  • конкретные материально-технические условия обучения;
  • типологию планируемого занятия;
  • доминирующий стиль организации деятельности преподавателя;
  • уровень профессионального мастерства и подготовленности преподавателя.
   Как выбрать метод, учитывая такое многообразие факторов?
   В этой нелегкой работе, эффективное средство – применение активных форм и методов, которые помогают преодолевать пассивность, а значит увеличивать степень активности, повышается мотивация к учебной деятельности и студенты становятся более самостоятельными и уверенными при решении учебных задач. Таким образом, можно  усилить слабые стороны учебно-воспитательного процесса. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно методам активного обучения.
   Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим обучающимся или индивидуальным средствам обучения, таким, например как компьютер, рабочая тетрадь или учебник.
   Урок - основная форма работы в учебных заведениях, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех без исключения, уроков нет и быть не может.  Педагог, учитывая множество факторов, определяет, какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами  использовать.
   Можно разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые, и фронтальные, который представлен в таблице 1.

Активные методы преподавания
индивидуальные
групповые
фронтальные
аудио визуальные
средства
обучающие игры
тренинг
учебник
тетрадь
учебные средства
компьютер
работа в группах
проект
анализ КС
мозговой штурм и тд
опорные сигналы
музыка
ТВ
видеосъемки
ролевые
деловые
имитационные
учебные



   В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и студентами (урок) с целью приобщения обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
   Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при котором педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, преподаватель и студент находятся на равных правах, в такой ситуации обучение носит позитивный характер, повышается уровень самооценки студента, что способствует качественному восприятию учебного материала.
   1. Пассивные: где учащиеся выступают в роли "объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.



   2. Активные: где обучающиеся являются "субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.



   3. Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”)  дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному  подходу, так как они предполагают сотрудничество (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
   Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.



   Проанализировав схемы, можем понять, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения. Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. "Плюсы” и "минусы” применения пассивных и интерактивных методов.