Методика обучения
Метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Методы обучения можно подразделить на следующие группы:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
- методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
Деятельность преподавателя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся. Многообразие методов обучения ставит преподавателя в ситуацию выбора. Какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами целесообразно использовать в конкретной ситуации обучения? От чего это зависит? Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель должен каждый раз учитывать множество факторов, перечислим некоторые из них:- цель обучения, основной компонент которой – достижение студентами определенного уровня усвоения;
- принципы обучения;
- наличие или отсутствие у студентов мотивации к учению;
- содержание изучаемого материала, его объем и степень сложности;
- уровень развития студентов и их подготовленность к восприятию нового;
- степень работоспособности и обучаемости студентов;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- временные рамки процесса обучения;
- методы, использованные на предыдущих уроках;
- конкретные материально-технические условия обучения;
- типологию планируемого занятия;
- доминирующий стиль организации деятельности преподавателя;
- уровень профессионального мастерства и подготовленности преподавателя.
Как выбрать метод, учитывая такое многообразие факторов? В этой нелегкой работе, эффективное средство – применение активных форм и методов, которые помогают преодолевать пассивность, а значит увеличивать степень активности, повышается мотивация к учебной деятельности и студенты становятся более самостоятельными и уверенными при решении учебных задач. Таким образом, можно усилить слабые стороны учебно-воспитательного процесса. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно методам активного обучения. Под активными понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим обучающимся или индивидуальным средствам обучения, таким, например как компьютер, рабочая тетрадь или учебник. Урок - основная форма работы в учебных заведениях, необычайно сложный педагогический элемент. Единой модели всех без исключения, уроков нет и быть не может. Педагог, учитывая множество факторов, определяет, какой метод и в каком сочетании с другими методами или приемами использовать. Можно разделить многочисленный арсенал педагогических воздействий, причисляемый к активным и интерактивным методам обучения, всего на три группы: индивидуальные, групповые, и фронтальные, который представлен в таблице 1.
Активные методы преподавания
|
индивидуальные
| групповые
| фронтальные
|
аудио визуальные средства
| обучающие игры
| тренинг
|
учебник тетрадь учебные средства компьютер
| работа в группах проект анализ КС мозговой штурм и тд
| опорные сигналы музыка ТВ видеосъемки
| ролевые деловые имитационные учебные
|
|
В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и студентами (урок) с целью приобщения обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при котором педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, преподаватель и студент находятся на равных правах, в такой ситуации обучение носит позитивный характер, повышается уровень самооценки студента, что способствует качественному восприятию учебного материала. 1. Пассивные: где учащиеся выступают в роли "объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2. Активные: где обучающиеся являются "субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3. Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”) дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сотрудничество (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Проанализировав схемы, можем понять, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения. Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. "Плюсы” и "минусы” применения пассивных и интерактивных методов.